|
|
Роль семьи в формировании успешной личности
Каждый ребёнок может много достичь. Это должен помнить каждый взрослый. От природы человеку даётся набор уникальных способностей и стратегий, которые и создают основу лидерства. Лидерство мы будем рассматривать как системное понятие, присущее всем живым системам. С точки зрения медицины, человек – уникальная живая система, которая не подчиняется законам логики, но подчиняется системным законам. А по системным законам каждый элемент в системе должен быть на своём месте. И если этот элемент существует, значит, он наделён лидерством – уникальным свойством, которое необходимо всей системе. Посмотрим на человеческий организм как на систему: сердце выполняет роль насоса, который создаёт движение крови. Кровь, в свою очередь, несёт питательные вещества и кислород к органам и тканям. Одновременно с этим сердце является частью большей системы: сердечно-сосудистой. И, взаимодействуя с другими системами – эндокринной, нервной, ЖКТ и др. – составляет целостную систему под названием «Человек», которая входит в большую систему « Семья », а « Семья » – в систему «Общество» и т. д.
Таким образом, лидерство в системе присутствует потенциально. Каждый ребёнок рождается лидером. Кто-то рождён стать музыкантом, кто-то учёным, кто-то художником, кто-то лётчиком, кто-то железнодорожником, кто-то спортсменом… В настоящий момент учёными распознаётся не менее 17-ти видов интеллекта и в рамках каждого из них существует множество вариантов выразить свою уникальность!
Но в результате ошибок воспитания, устаревшей системы образования и изменившихся условий развития нашего общества дети растут НЕ свободными в своём выборе. Это приводит к низкой успеваемости, формированию зависимостей, конфликтам, в том числе, и на межнациональной почве, формированию психосоматических состояний.
Что же делать? Воспитывать Лидерство как признание и соответствие собственной уникальности. Помогать развитию этой уникальности до высокой компетентности, чтобы ребёнок, став взрослым, мог быть на своём месте. А для этого нужны благоприятные условия. Кто же создаёт эти условия? И почему сегодня особенно важна роль семьи в воспитании ребёнка?
На стыке XX и XXI веков произошла эволюция человеческого сознания. Индустриальная модель сознания сменилась системной. Индустриальная модель – это последовательное мышление, основанное на восприятии информации из одного источника, который находится в фокусе внимания и представляется авторитетным. Порядок приоритетов в такой модели имеет следующую последовательность: семья (мама, папа, дедушка, бабушка и т. д.), школа (учитель, директор, одноклассники, родители одноклассников), социум (друзья, соседи, знакомые и т. д.). Эта модель позволяла формировать «послушную» личность для индустриального общества, жизнь в котором была стабильной и предсказуемой. Источник принятия решений для ребёнка находился во внешней среде – это правила и нормы, которые транслировали взрослые люди. Ребёнок уважал взрослых без дополнительных усилий с их стороны. В связи с глобальными политическими, экономическими и социальными изменениями произошло смещение фокусов в системе ценностей человека, одновременно с этим – информационная революция. Всё это привело к увеличению информационного давления снаружи и ценностной переориентации внутри человека. На смену индустриальной модели пришла системная модель сознания. Дети, рождённые в миллениуме уже имеют системную модель, а их родители и учителя – индустриальную.
Индустриальная модель сознания |
Системная модель сознания |
|
|
При системной модели сознания точка принятия решения из внешней среды перемещается во внутреннюю. Это значит, что мы должны научить ребёнка принимать решение самостоятельно. А когда взрослый обучает ребёнка принимать решения он использует свой подход, требует послушания, приводя в пример опыт из своего детства. Только представьте, что в современном мире Ваш ребёнок будет слушать каждого, кто призовёт его к этому! Откройте интернет и введите любой запрос по теме 1-го класса обучения в школе. Вы увидите часть информации по Вашему запросу, а всё остальное – нежелательная информация.
Таким образом, мы переживаем кризис не только внутренний, связанный с трансформацией сознания, но внешний, связанный с коммуникацией между взрослыми и детьми, а как следствие, и все технологии обучения претерпевают кризисное внедрение, поскольку преломляются сквозь эту двойную преграду.
Что же происходит внутри ребёнка?
Психическая деятельность человека устроена следующим образом:
- Интеллект – это способность к мышлению, это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели. Его качество и количество неизменно в течении всей жизни и всегда больше, чем необходимо человеку в данной конкретной ситуации. По известному высказыванию Эйнштейна, человек использует до 10% своих ресурсов.
- Проявления интеллекта – мышление, память, воля, внимание и т. д. По ним мы судим об интеллектуальном развитии человека.
- Между интеллектом и его проявлениями находятся эмоции. Если они ярко выражены (независимо от того положительный или отрицательный полюс эмоциональной шкалы), то интеллект не может проявиться. То есть в эмоциональном переживании человек может не помнить нужную информацию, не совершать необходимых действий, не обращать внимание на очевидные вещи и т. д.
Таким образом, если ребёнок волнуется, боится, что его накажут, он не сможет демонстрировать наилучшее поведение из ем доступных вариантов. Проявляться это будет в непослушании, откладывании дел на потом, плохом самочувствии и т. д.
Что же делать взрослым?
Как научить ребёнка основным правилам жизни, сохранить его безопасность и предоставить все возможности развития? Как научить принимать верные решения самостоятельно? Для начала нужно научится самим применять 4 простых правила:
- Будь примером! Помните, что дети самым естественным образом стремятся к развитию и легко обучаются. И самый главный способ обучения – наблюдение. Поэтому, если мы хотим чему-то научить, нужно стать примером. Хочешь, чтобы ребёнок читал много и с удовольствием – читай с удовольствие сам! Рассказывай с интересом о прочитанном. Интересуйся тем, что прочитал ребёнок. И давай посильные задания и повышай планку постепенно.
- Формируй убеждения, поддерживающие развитие! Чтобы Ваш ребёнок мог принимать решения самостоятельно, внутри у него должна быть чёткая система ориентиров – это убеждения, которые формируют и поддерживают личность ребёнка.
- Уважай человека: находи ценные качества в каждом.
- Люди разные и это красиво: наблюдай и принимай различия.
- Каждый имеет право на ошибку: отвечай за свою ошибку и исправляй её.
- Половина твоего успеха – это чёткий результат, а вторая половина успеха – поступки и поведение.
- Давай обратную связь высокого качества (правила похвалы и критики)!
- Задавай развивающие вопросы! И задавай их сначала себе. Когда поймёшь, что эти вопросы помогают тебе, используй их по отношению к детям. Примеры развивающих вопросов:
- что ты хочешь?
- как тебе это удалось?
- какие результаты ожидаешь?
- какой опыт был самым спешным?
- что может помешать?
- как это преодолеть?
И в заключении, хочу напомнить: каждый ребёнок талантлив! А каждый родитель хочет счастья своему ребёнку. Самая главная роль родителей – это любовь и вера! Вера в уникальность ребёнка и в свои способности по воспитанию детей. Ведь технологии воспитания всегда найдутся! Эти технологии разработаны специалистами в сфере здоровья и воспитания детей. И представлены в программе «Я – лидер». Программа «Я – лидер» – cпрашивайте в своей школе!
|
|